Глава одиннадцатая

Йога и Запад

Мудрые... отказавшиеся от плодов, рожденных их действиями... достигают состояния, лишенного страдания.
— “Бхагавад-Гита” 2:51

Наградой за нечто хорошо сделанное является уже то, что вы сделали это.
— Ральф Уолдо Эмерсон

Йога — древнейший и самый эффективный метод достижения общего умственного и психического здоровья. В йоге заключена вся личность, все стороны “Я”. Что мы имеем в виду? Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как “состояние не просто отсутствия болезни, но духовного, физического и социального благополучия”. Это утверждение прекрасно согласуется с целями, которые преследует йога.

По своему подходу йога — эволюционна. Западная наука со времен Дарвина придерживается теории, утверждающей, что все живые существа совершенствуются физически на протяжении множества поколений — в борьбе, в которой выживает наиболее приспособленный. Рассматривая человека как разумное животное, биологи определяют, что срок окончательного созревания и прекращения роста тела наступает приблизительно в двадцать пять лет.

Но как обстоит дело с разумом?

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Йога всегда учила, что рост не прекращается с окончательным созреванием физического тела. В каждом из нас заключен неограниченный потенциал ментального и физического роста. Тот, кто эволюционирует как личность, в конце концов придет к ментальному состоянию, называемому в йоге самореализацией. Он полностью осознает внутренние возможности и богатство разума. Западные психологи, принадлежащие к так называемой гуманистической школе, говорят о таком состоянии как о “самоактуализации”.

Йога — это техника, которая делает христиан, индуистов, атеистов, социалистов и агностиков более совершенными людьми. Более совершенные люди делают более совершенным общество. Более совершенные страны могут сделать более совершенным весь мир.

ИНДИЙСКИЙ ФОКУС С ВЕРЕВКОЙ

Кто не слышал о легендарном индийском фокусе с веревкой, шедевре искусства азиатской магии? Маг подбрасывает конец веревки вверх, и она неожиданно застывает в вертикальном положении, поддерживаемая силой волшебства. Появляется маленький мальчик, взбирается вверх по веревке и на самой вершине растворяется в воздухе.

Каждый слышал об этом трюке, но никто не присутствовал при его демонстрации. Почему? Потому что этот фокус — не реальное проявление искусства, а аллегория о вашей и моей жизни. Маг — это созидательная сила разума, сушумна, или лестница Иакова, дающая доступ к небу. (“Небо” — состояние разума.) Легенда рассказывает о том, как мы можем подняться над землей, освободившись от мелочности нашего эго и ограниченности “я”, чтобы обрести свободу разума и тела.

ЗАПАД ВСТРЕЧАЕТСЯ С ВОСТОКОМ

Летом 327 года до н. э. Александр Великий захватил небольшую часть того, что мы теперь называем Индией. Покорив весь известный тогдашним грекам мир, он собирался присоединить к своим завоеваниям последнюю, неизвестную еще землю. Увы, Индия стала для него тем же, чем Россия для Наполеона:

коммуникации были слишком растянуты, территория слишком обширна — и в 325 году до н. э. он отступил вместе со своей потрепанной армией.

Плутарх, древнегреческий историк, оставил описание экспедиции Александра в Индию и таким образом дал нам идею перекрестного опыления, произошедшего при встрече этих цивилизаций: греков Запада с их любовью к философии и индийцев Востока, обладающих знаниями еще более глубокими и ценными для философии и интроспективной жизни.

Мальчиком Александр был воспитанником Аристотеля, у которого научился искусству философского диалога и пониманию чужеземных религий. После одной из битв, в которой он едва не расстался со своей жизнью, он взял в плен группу из десяти йогов. Греки назвали этих аскетов гимнософистами (“голыми философами” или, буквально, “нагими софистами”), восхищаясь той проницательностью, с которой те давали краткие и содержательные ответы на неразрешимые вопросы.

Пообещав пытки и смерть за неудовлетворительный ответ, Александр задал вопрос каждому из йогов. Я приведу три вопроса и ответы на них, чтобы показать на примере реализм индийской философии, которому бы позавидовали Диоген и эпикурейцы.

Александр: “Кого больше: мертвых или живых?”
Ответ: “Живых, потому что мертвых нет больше!”

Александр: “Как долго должен жить человек?”
Ответ: “Пока он считает, что жить лучше, чем умереть!”

Александр: “Что сильнее: жизнь или смерть?”
Ответ: “Жизнь: она выдерживает столько несчастий!”

Александр пришел в восхищение от этих ответов и отпустил йогов, щедро вознаградив. Однако он попросил одного из них остаться с ним и стать его учителем и советником. Йог согласился и покинул Индию вместе с Александром.

Приблизительно через год, индийский мудрец Александра заболел и потребовал для себя погребальный костер. Греки сложили дрова, и йог взобрался на них, он сел в позу лотоса и дал указание поднести факел к дереву. Когда пламя разгорелось, он обратил свой последний взгляд к Александру и сказал:

“Мой господин, через год я встречусь с тобой в Вавилоне”. Он закрыл глаза и бесстрастно отдал себя Агни, богу огня.

Год спустя, 13 июня 323 г. до н.э., Александр Великий умер у стен Вавилона.

Йога и западная наука

Йога начала оказывать непосредственное влияние на западную медицину с тех пор как Британская Ост-Индская компания впервые опубликовала в Европе сообщения об индийских факирах, демонстрирующих волевой контроль над анатомическими и физиологическими возможностями, как их понимали тогда. Первым обратил на это мое внимание доктор Элмер Грин, который, можно сказать, благословил брачный союз восточной йоги и западного гипноза — союз, породивший аутогенную тренировку.

К 70-м годам Элмер Грин уже начал исследование и документирование корреляций между йогой и биофидбэком, с измерением психофизиологических параметров. Наряду с опубликованными отчетами, о результатах его исследований свидетельствует документальный фильм “Биофидбэк: йога Запада”. В 1979 г. я присутствовал на одном из его семинаров по аутотренингу в качестве ученика, и меня поразило сходство многих аспектов йоги и психологии. В 1982 г. я имел возможность узнать о результатах его исследований на Конференции по трансперсональной психологии, проходившей в Бомбее.

В то время, когда д-р Грин исследовал связи с Востоком, д-р Чарльз Тарт из Калифорнийского университета прокладывал новые пути, исследуя измененные состояния сознания (он, кстати, и ввел среди психологов аббревиатуру ИСС), а заодно проводя психофизиологические исследования медитации, сна, сновидений, гипноза и парапсихологии.

Этот расцвет новой психологии в семидесятых дал толчок лучшему, по моему мнению, теоретическому истолкованию кундалини. Д-р Ли Саннелла опубликовал свою работу “Кундалини: психоз или трансценденция?” в 1976 г. Весной 1977 г. в Сан-Франциско я имел честь провести несколько дней в обществе д-ра Саннеллы и поэкспериментировать с аппаратом Ицхака Бен-това для измерения микродвижений при медитации. Это было впечатляюще, я никогда не видел столь виртуозной работы.

Этот список мог бы продолжаться бесконечно. Я упомянул лишь трех западных ученых, чьи работы оказали на меня наибольшее влияние.

ЙОГА И ИНДИЯ В 90-Е ГОДЫ

Всемирная конференция по йоге (февраль 1993, Пондишери, Южная Индия), организованная и возглавленная д-ром Свами Гитанандой, собрала делегатов со всей Индии.

Йога органически присуща индийской культуре, хотя она, как одна из десяти классических школ индийской философии, находится в непростых отношениях с индуизмом.

Каждый раз когда я приезжаю в Индию, мной овладевает впечатление, что йога — исключительно индийская философия, наука и искусство, и ее способен до конца оценить только индиец. Западный разум, даже наши лучшие индологи, вероятно, никогда не постигнут до конца всей ее глубины.

Могу сообщить, что многие индийские медицинские школы, университеты и институты имеют поддерживаемые правительством постоянно действующие факультеты, занимающиеся исследованием йоги как медицинской и психологической терапии соматических и психосоматических болезней. Доктрина паньча-коша (пяти оболочек) не допускает упрощенного разделения на тело и разум, и йоги отлично понимают нашу проблему: “специалист — это тот, кто знает все больше и больше о все меньшем и меньшем, пока наконец не будет знать все ни о чем”.

Йога никогда не рассматривалась как терапия в классической Индии; однако, вне всякого сомнения, она способна оказывать эффективное терапевтическое воздействие, используя мощные эффекты поведенческого кондиционирования, а также силу воображения, с помощью которой устанавливается целительная связь между физической и ментальной сферами.

Техники, рассмотренные в первых девяти главах этой книги, могут послужить достаточно гибким руководством по йога-терапии.

СУЩНОСТЬ ХАТХИ

Цель всей йоги — гармонизирующее высвобождение энергии на интеллектуальном, эмоциональном и физическом уровнях бытия. В названии хат-ха-йоги два слога ха (солнце) и тха (луна) указывают на присущий всем живым организмам дуализм, выражающийся в расширении и сокращении, расслаблении и напряжении, а на клеточном уровне — в метаболических процессах созидания (анаболизма) и разрушения (катаболизма).

В области грубых энергий, известных западной науке, практика хатха-йоги приводит в норму баланс между потреблением сахара и кислорода и выведением углекислого газа и воды как продуктов распада.

Эффект асан, или поз, можно резюмировать в одном принципе: “природа не терпит пустоты”. Скручивание и изгибание тела в асанах производит внутренний массаж плотно “упакованных” органов, высвобождая жизненную силу, подобно тому как очищают губку, погружая ее в емкость с водой (тело и его жидкая среда), а потом выжимая.

Каждый обучающийся философской жизни должен уделять по крайней мере несколько минут в день для классических поз хатха-йоги, которые помогут сделать его тело совершенным орудием выражения (тха) просветленного сознания (ха).

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ЙОГА-ТЕРАПИИ

Это лишь неполный список возможностей йоги, ни в коем случае не предназначенный для профессиональных медиков.

Отмечу, что слово терапия существовало в виде санскритского корня, прежде чем найти свой путь в греческий, а затем и в другие языки индоарийского древа. Первоначальное значение санскритского корня — “поддерживать, подкреплять, питать”.

Объект

Техника

1. Беспокойство Поляризация, шавасана I и II
2. Плохое кровообращение Шавасана II, омоложение
3. Рассеянное внимание Внешняя и внутренняя чакра-дхарана
4. Депрессия (умеренная) Поляризация, омоложение
5. Упадок сил Шавасана II, омоложение
6. Утомление Шавасана II, омоложение
7. Гипертония Шавасана I и II
8. Бессонница (трудно заснуть) Поляризация, шавасана II и III
9. Бессонница (беспокойный сон) Шавасана II и III
10. Медитация Суюсасана, йони-мудра I и II
11. Неврастения Поляризация, шавасана II, омоложение
12. Нейромышечный и идеомоторный контроль Суюсасана, йони-мудра I и II
13. Мышечное напряжение Шавасана I и II
14. Ментальное напряжение Шавасана I и II, поляризация
15. Для улучшения визуализации РЦД, внешняя чакра-дхарана

СОВЕТ ПО ЙОГА-ТЕРАПИИ

p39.jpg (17480 bytes)

Для многих может оказаться полезным выполнять некоторые упражнения, описанные в этой книге, положив ноги на большую подушку или низкий стул, чтобы вызвать отток крови.

Это такие практики, как:

Усложненная шавасана (глава 2)
Поляризация (глава 4)
Праническое омоложение (глава 6)
Зарядка солнечного сплетения (глава 9)

Примечание: В последнем случае поместите правую лодыжку поверх левой ступни. Это оказывает эффект, эквивалентный лежанию на спине в позе сукхасаны, т. е. замыкает ступни в единую цепь.

 

Поза, которую вы видите на рисунке, может помочь тем, у кого:

1. Отек коленей (вызванный задержкой жидкости). Эта поза не является заменой прописанных мочегонных средств, но может применяться вместе с ними.

2. От долгого стояния устали и опухли ступни.

3. Варикозное расширение вен. Приносит временное облегчение (серьезное расширение может остановить только инъекция склеротической жидкости или хирургическое вмешательство).

4. Синдром ноющих ног.

5. Растяжение связок.

6. Язвы на ногах. Должно сопутствовать основному лечению.

И в заключение хочу представить вашему вниманию пару своих афоризмов.

Психотерапией можно назвать все, что способствует вере, мужеству и надежде.
Забота — это сущность лечения; лечить означает заботиться.